winogradow


Фотография, путешествия, события Ростова.

Winogradow Gennady


Previous Entry Share Next Entry
Вдоль берегов Кубани.
winogradow
Здравствуйте!

В продолжение этой записи.

Сегодня я расскажу вам о небольшом путешествии вдоль берегов реки Кубань и поселков, расположенных на границе Ставропольского и Краснодарского краев.


Волей судьбы мне и супруге посчастливилось побывать в поселке Темижбекском, входящим в состав Новоалександровского района Ставропольского края. Поселок, этот обычный, ничем не примечательный, образован в 1930 году,назван в честь рядом стоящей станицы Темижбекской. Хотя источники в интернете говорят, что история поселка началась ранее 30-го года:




Ещё до революции на месте хутора Февральского (северная часть посёлка)находились станичные выселки, говоря современным языком — дачи.
Сюда на лето сгонялся на пастбища станичный скот (ведь отсюда начинается ручей, наполняющий цепочку ставков от хутора Февральского до станицы,
а может это и есть исток Челбаса?), а так велась заготовка сена на зиму для станичного скота. Да и редут стоял в районе нынешнего посёлка Краснокубанский,
в аккурат между станицей Темижбекской и выселками. Отсюда и название!






Оспаривать это сложно, т.к. таких долгожителей в поселке не найти. Так как заниматься молодежи, а мы пока считаем себя молодыми :), как обычно нечем мы решили совершить авто прогулку на запад, в сторону станицы Темижбекской, той самой, в честь которой назван Темижбек- так его называют местные жители. Целью был выбран обрыв. в аккурат по середине между поселками. С обрыва открывался отличный вид на долину реки Кубань и леса, который расположен вдоль ее берегов.







Гуляя вдоль обрыва мы нашли следы СССР, вот такой вот столбик.






Это происходило этим летом. Сейчас же вид с обрыва совсем другой. Это фото снято примерно с той же точки, что и первое, но только в ноябре:






Посетив очередной раз поселок Темижбекский, мы отправились на берег реки Кубань. Проехать нам пришлось через хутор Воровский, так же особо ничем не примечательный- все стандартно: пару центральных улочек, клуб. Единственное есть стела война освободителям, возведенная совсем недавно. Безызвестный пруд делить хутор пополам, его образование скорее всего искусственное, как и большинство прудов в Ставропольском крае. В пруду стоит затонувшее здание:






Дороги в этой местности более чем ужасные, мне очень жаль подвеску автомобиля. К счастью мой автомобиль славится своей надежностью, что же...очень на это надеюсь.



По пути к берегу мы проехали глиняный карьер, где добывают сырье для кирпичного завода, расположенного в хуторе. И вот мы въехали в лес. Несколько остановок и пару фотов лесу:












Как видно из фотографий лес, в отличии от "ростовских" дикий и деревья растут там, где им вздумается :) Весной, когда Кубань разливается с пол километра леса затапливается и образуются запруды, которые осенью обмелеют. В мае глубина этих прудов составляет до 2 метров.









Немного прогулявшись в окрестностях прудов мы двинули дальше к берегу Кубани. И вот виднеется первый подступ к берегу, лезть через чащу леса не придется.





Конечно же фото сессия на берегу :)








Еще один выезд к берегу:






Дальше мы попали на гравийный карьер. Карьером он называется условно. Весной с приливом на этот поворот намывает гравий, т.к. течение реки очень быстрое- оно в состоянии нести по дну гальку, гравий и т.д. Затем осенью его собирают.
Сейчас вода в Кубани сильно ушла и мы смогли выехать на самый берег:



Автомобиль находится на том самом месте, где добывается гравий.


Вот такая круговая панорама:




Панорама в большем разрешении. Внимание! Трафик!


На берегу множество следов животных, а так же мест для их комфортного обитания. Судя по энторнетам следы принадлежат лисам, выдрам и енотам.




Вот такой вот коряжник.


















Нагулявшись на берегу, точнее в нескольких доступных местах мы решили выдвинуться к водонапорной башне и нескольким разрешенным зданиям, что к западу от Темижбека.




Бывшая водонапорная башня




Внутри бывшей водонапорной башни



Башня оказалась не дееспособной, большинство металлических конструкций спилено местным населением на лом. Ну что же, поедем дальше.



Заброшенные здания оказались бывшей Ж/Д станцией и комнатами монтеров путепроводов Ставропольской железной дороги, построены в 1895 году.




Домик, где проживали монтеры




Совсем не приметное главное здание




Вход заложен, вроде безлюдно




Здание, где распологалась станция




Хоз постройка




Еще одна хоз постройка



Облазив местность я нашел несколько остатков старой черепицы и заметил штампы!











Как видно из фото черепица датирована 1896 годом. Информация в энторнетах об этой черепице.


Забегу вперед и сообщу, что две целых черепицы я привез в Ростов. Фото будут позже, когда отмою. Одна черепица принадлежит заводу барона Л.В. Штейнгеля,
имеет 2 медали 1896 года, произведена в Екатеринодаре (ныне Краснодар). Вторая произведена на черепичном заводе во Владикавказе, принадлежавшему Л.В. Штейнгелю и В.И. Грозмани.



Осматривая эти строения мы заметили из трубы здания станции дымок и решили поинтересоваться. Действительно в здание проживает семья. Условия ужаснейшие, из удобств только свет. Воду не стало восемь лет назад, когда разграбили конструкции той самой водонапорной башни. Трубы выкопали и сдали в лом. Воду подвозят знакомые, так же собирается дождевая вода. От этой семьи мы узнали, что здание построено в 1896 году, узнали про его назначение и небольшую историю жильцов. Но люди не жалуются на жизнь, не довольны лишь тем, что администрация заставляет их приватизировать здание. По их просьбе мы отправим письмо-жалобу президенту, но это другая история. Что же касается строений- вот документальное подтверждение их возраста:






На этом первый день нашей прогулки закончился. Мы вернулись в Темижбек и перед сном "зарезались в козла" (игра в домино).



На следующий день мы решили продолжить двигаться на запад и посетить станицу Темижбекскую. При въезде в станицу можно увидеть интересное строение и канал. Решили поинтересоваться что да как. Оказалось, что это
Краснодарская оросительная станция 1й очереди. Инженер, обслуживающий станцию рассказал нам о ее предназначении, устройстве и разрешил сделать пару снимков. Итак:


1. Вода берется из реки Кубань, подается с помощью двух отводных каналов. которые в последствии объединяются в один:



Сейчас уровень воды упал как и в самой Кубани


2. Далее установлены рыбозаградители- конструкция препятствующая попаданию рыбы в насосную станцию.




3. Ну и сама станция. Состоит из двух частей- на первом этаже машинное отделение, на нижнем этаже насосная станция.




4. Вот тут забирается вода из канала.




5. Питается это все вот от этой ОРУ (открытое распределительное устройство). Принадлежит она Армавирским энергосетям и питает станицу Темижбекскую и Кропоткин.




6. Далее по этой трубе вода попадает в оросительные каналы и на станцию 2й очереди.




7. В этом доме проживает обслуживающий персонал, он находится на территории станции.





Собственно это вся информацию по этому объекту. Станция расположена рядом с лесным массивом, где часто можно наблюдать охотников. Они вообще тут частое явление в это время года. Охота идет на шакалов, лис, зайцев.
Поблагодарив сотрудников и попрощавшись мы выбрались в станицу Темижбекскую.


Вот круговой вид с первого кургана (находится с права от въезда в станицу)




Вид в большем разрешении.



А вот фото с обрыва в самой станице, место находится слева от въезда. Фото сделанное летом, в то же время, что и первое в отчете:



Слева видно клочок воды. Именно там находится Краснодарская оросительная система 1й очереди



Немного о станице Темижбекской из энторнетов.




С северо-восточной и западной сторон станицу окружает ровное степное пространство, но с южной стороны, начинается крутой спуск к реке Кубань, открывающий нашему взору прекрасный вид.


Станица Темижбекская заселена в 1802 году и названа по имени черкесского князя Темиж - Бека, жившего в ауле на противоположном берегу р. Кубань. Первыми поселенцами станицы
Темижбекской являются «…бывшие казаки катеринославского войска (ныне город Днепропетровск), переименованные в 1796 году в гражданское звание.
Казаки предпочли спокойной жизни однодворцев переселение в неспокойный край из-за сохранения дорогого им казачьего звания…» 



(Чучмай Г. Т.,. « Хрестоматия по истории Кубани»,. 1975. стр.35)






А по факту. Станица узкая, но длинная. Расположена вдоль старой трассы с поселка Темижбекский до Кропоткина (ранее соединяла Новоалександровск и Кропоткин). Большая часть станицы не газифицирована. Дома разбросаны, территории большие. Я бы сказал, что по 20-30 соток участки. Девушка в продуктовом магазине назвала нам одну достопримечательность: "колокольня" на кладбище... Что же - туда и отправимся!


Итак разрушенная колокольня церкви Св. Николая Чудотворца. Информация из энторнетов:





В 1913 году в станице Темижбекской началось строительство новой церкви. Станичное общество выделило 120 000 рублей, 20 000 вложила помещица Вербицкая Екатерина Львовна. Когда началась первая Мировая война,
в 1914 году, строительство прекратилось. В 1915 году строительство возобновилось силами пленных турок. В 1917 году строительство было вновь приостановлено. К этому времени церковь в основном была построена,
носила она имя Святого Николая Чудотворца.



В один из фундаментов Храма была заложена медная пластина, на которой было написано следующее: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Заложен Храм сей во имя Святого Николая Чудотворца 22 июня 1914 года».


Существует поверье, что для строительства Храма использовались яичные желтки и скорлупа, чтобы здание было прочным. Яйца собирали со всей станицы. В послевоенное время в 1947-1948 годах, четырёхкупольное основание
церкви было разобрано на хозяйственные нужды. Осталась только колокольня высотой 35 метров. В конце 60-х начале 70-х годов эту колокольню
дважды пытались взорвать, но потом военные запретили разрушение колокольни, так как в верхней части башни находилось навигационное устройство, для полётов самолётов. Купол с колокольни сбросили, который
здесь же и закопали. Если рассмотреть колокольню, то можно отметить элементы древнерусского зодчества: купол на барабане, ярустность, арки. Основное здание (разобранное) было в форме куба – располагалось на широком
четырёхгранном основании. Колокольня своей целеутремлённостью в высь, удлинённостью форм, рождает ощущение изящества и лёгкости. Внешние стороны колокольни украшены узорами из кирпичей в форме ромбов и полуколонн.
Здание имело центральный вход, который выступал из основной части. Наблюдается подчёркивание центра: чёткая симметрия — правая половина была точной копией левой. Храм долго строился, но ему не суждено было принимать
прихожан на богослужение.































На этой фотографии видно в арке человека, для сравнения размеров.



Вот мемориал войнам павшим в годы ВОВ.






Права на публикацию материала принадлежат сайту Ростовской истории "Темерник.ру".
При перепечатке материала активная ссылка на "Темерник.ру" обязательна.


?

Log in